Воспитательная система ГОУ лицей № 64 представляет собой комплексную технологию, целью которой является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Структура воспитательной деятельности разработана в соответствии с государственными документами, которые определяют общую стратегию развития образования в России.
- Федеральная программа развития образования;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности России в рамках проекта "Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения";
- Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга "Воспитание петербуржца XXI века".
Модель воспитательной деятельности можно представить тремя основными компонентами:
- Целостно-смысловое ядро.
- Воспитательная работа с учащимися.
- Координационно-педагогическая работа с педагогами, родителями, специалистами.
За целостно-смысловое ядро воспитательной работы в ГОУ лицей № 64 приняты:
- Базовые национальные ценности.
- Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Традиционные российские религии- представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- Природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
- Основные понятия Концепции "Воспитание петербуржца XXI века":.
- Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.
- Воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий:
- для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
- для включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
- для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
- для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
- Цель воспитания определяется как воспитание человека, готового и способного:
- к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга;
- к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности;
- к созидательной деятельности;
- к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
- Содержание воспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:
- диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становления внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;
- диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;
- диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм, правил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;
- диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающее включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей петербургской и мировой культуры;
- диалог с миром природы: у воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
- Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
- В соответствии с национальным приоритетом;
- Исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлым исторических эпох;
- Согласно Конституции Российской Федерации;
- Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" в части общих требований к содержанию образования (ст.14) и задачам основных образовательных программ (ст.9, п.6).
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
- Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- Нравственного примера педагога;
- Социально-педагогического партнерства;
- Индивидуально-личностного развития;
- Интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- Социальной востребованности воспитания.
Воспитательный процесс основан на взаимодействии трех факторов: школа - семья - социум
Воспитательная работа с учащимися подразделялась на три взаимосвязанных компонента:
- Учебную работу
уроки, внеурочная работа по предметам - предметные недели, олимпиады, участие в лицейском исследовательском обществе и т.д.
- Внеурочную работу
общешкольные и классные мероприятия, группы продленного дня, дополнительное образование, ученическое самоуправление, внешкольная работа и т.д.
- Индивидуальную социально-педагогическую работу
наиболее сложные проблемы воспитания, связанные с преодолением индивидуально-психических и личностно-социальных проблем ребенка, осуществляется в рамках психолого-педагогического, медико-социального сопровождения.
Координационно-педагогическая работа включает в себя:
- Управленческий компонент
работу со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
- Технологический компонент
создание уникальной, саморазвивающейся воспитательной системы как совокупного субъекта, возникающего в ходе ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса в лицее: учителей, учащихся, родителей.
- Методическую работу с педагогами
обучение педагогов современным технологиям воспитания, развитию отношения с воспитанниками на гуманистических принципах, понимающих природу современного ребенка.
- Работу с родителями
ценности и цели воспитательной деятельности в лицее согласуются с ценностями и целями семейного воспитания учащихся. Лицей вел целенаправленную деятельность по педагогическому сопровождению семейного воспитания, обеспечивая тесный контакт с семьей, родительский всеобуч, участие родителей в процессе воспитания, доступность информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.
- Социальное партнерство
в решении актуальных проблем воспитания (взаимодействие лицея с ВУЗами, досуговыми центрами, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, производственными и общественными объединениями, социально-педагогическими учреждениями).
По базовым ценностям воспитательная система ГОУ лицей № 64 представляет собой Рационально-познавательную систему, комплексный характер которой обуславливает разработку целевых проектов, охватывающих различные виды деятельности.
- просветительскую, обучающую деятельность;
- создание детского коллектива и организацию его деятельности;
- различные виды культурно-творческой деятельности;
- общественно-полезную, трудовую, созидательную деятельность,
- поддержку детских инициатив, организацию ученического самоуправления;
- спортивно-оздоровительную деятельность;
- создание уклада жизни лицея, наличие годового круга традиций, событий, праздников;
- освоение ценностей петербургской культуры;
- активное участие детей в жизни города (районные и городские конкурсы, соревнования, мероприятия, акции, гражданские и социальные проекты).
Проекты интегрированы в основные виды воспитательной деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную и способствуют реализации целей духовно-нравственного развития и воспитания.
Основные задачи воспитательной деятельности в лицее ориентированы на эталон портрета выпускника-гражданина России, сформулированный в Основных положениях образовательных стандартов второго поколения.
- патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;
- уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
- мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни;
- уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения современного результата;
- осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед собой и другими людьми.
Реализация концепции осуществляется посредством выполнения следующих проектов:
Проект "Традиции"
Проект "Достижения"
Проект "Здоровье"
Проект "Ориентир"
Проект "Содружество"
Проект "Патриотизм"
|