Так как дело преподавания есть искусство, то
оконченность и совершенство недостижимы,
а развитие и совершенствование бесконечны.
Л.Толстой
Ценность искусства – не красота, а нравственные поступки. Цель уроков музыки - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, а также культуры истинного петербуржца. «Искусство – есть водворение в душу стройности и порядка», как говорил Н.В.Гоголь.
Основными методическими принципами являются увлечённость, триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя, «тождество и контраст», интонационность.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыки, импровизациях(речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений. Ребята с интересом принимают участие в творческих конкурсах, вот одни из них: «Мы рисуем музыку», «Сказка о истории музыкального инструмента», «Частушки о школьной жизни» и др.
На уроках музыки в образовательной школе дети обучаются игре на свирели по методике Э. Я. Смеловой. Игра на духовых музыкальных инструментах способствует вентиляции лёгких. Это также активная дыхательная гимнастика.
С точки зрения психологии ключ к умственному развитию ребёнка лежит в его эмоциональной сфере. При работе со свирелью значительно развивается воображение детей, растёт объём непроизвольного внимания. Дети погружаются в огромный мир музыки, активно приобщаются к музыкальной культуре. Ребята выступают на школьных концертах и принимают участие в ежегодном районном фестивале «Играй, свирель!»
Учителя
Учебные пособия и программы
Уроки музыки в 1- 7 классах строятся по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
Программа «Музыка» для 1-4 классов обеспечена учебно- методическими комплектами для каждого класса. Учебно - методические комплекты включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию музыкального материала, а также методическое пособие.
О важности музыкального воспитания в общеобразовательной школе
Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р. Тагор
Современный мир сейчас столкнулся с огромной проблемой, которая заключена в первую очередь в снижении уровня культуры общества. Отсутствие искусства сопереживания: сопереживания человеку, неумение, а иногда и нежелание чувствовать прекрасное – все это влечет за собой утрату человечности, способности души к состраданию, ожесточенность, агрессивность, то есть утрату гуманности отношений в обществе. Исчезла та самая гармония, о которой так много говорили древние греки, ставящие на первое место музыкальное воспитание человека; гармония не только в природе, во Вселенной, но и гармония в самом человеке, а значит, и в обществе в целом.
Разделение таких понятий, как «душа» и «тело», а иногда даже исключение первого (духовного), делает человека односторонне развитым, заботящимся только о физических и интеллектуальных потребностях. Об этом говорил и В.А.Сухомлинский: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». И именно поэтому велика важность музыкального воспитания и эстетического воспитания в целом в общеобразовательных учреждениях.
Наряду с углубленным изучением первостепенных общеобразовательных предметов, выявляется порой несерьезное отношение к таким предметам, как музыка и изобразительное искусство, как со стороны школьников, так, и еще важнее, со стороны взрослого поколения (родителей). Причиной этому является непонимание ценности и огромного значения этих предметов.
А ведь музыка, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, почувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Так выявляется одна из главных задач музыкального воспитания – формирование личности ребенка, а значит, и человека и, соответственно, исходя из воспитания индивидуума, общества в целом.
Что же представляет собой урок музыки в общеобразовательной школе? Начнем с того, что очень часто его путают или преднамеренно хотят видеть в нем урок пения. Но узкопоставленная задача заблуждающихся людей не несет в себе всей значимости этого предмета, в то время как задачи его более широки.
3 основных составляющих этого урока – слушание, беседы о музыке, пение – довольно традиционны, но ведь именно они выполняют основную цель музыкального воспитания – воспитание культурной, развитой духовно личности.
Каждая из составляющих выполняет свою функцию для достижения поставленной цели. Например, слушание музыки. Казалось бы, нет ничего легче – слушать музыку. Но этот процесс достигает своей цели – подсознания ребенка. Выше говорилось о гармонии личности, но гармонии духовного и телесного, тут же данная форма работы достигает гармонии сознания и подсознания. Здесь преследуется немаловажная задача – развитие у детей эмоционального восприятия музыки.
Важно отметить следующее, что не исключено противостояние интересов школьников и интересов педагога. Урок музыки подразумевает слушание классической музыки, то есть знакомство детей с культурным наследием прошлых веков. И задача учителя научить их слушать такую музыку, научить ее если не любить, то хотя бы уважать, в то время как школьникам ближе иная музыкальная культура (различные современные направления). О достижении компромисса между интересами будет говориться позже.
Беседы о музыке предполагают умение детей анализировать ее содержание, понимать ее. Здесь преследуются такие задачи, как развитие музыкальной памяти, воображения и – что самое главное – умение правильно выразить свою мысль, не боясь осуждения окружающих. Задача педагога в данном случае заключается в умении направить рассуждение наводящими вопросами и правильно подвести к выводам беседы, учитывая все разнообразие мнений.
Пение является наиболее доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей любого возраста. Пение – это одно из главных средств музыкального воспитания. Дети любят петь, поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства и переживания. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость. Пение как составляющая урока музыки является активным двигателем многих музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, внимания, мышления и музыкального восприятия. Задача учителя заключается в том, чтобы не сделать пение основой всего урока. Оно должно быть лишь составляющей всего предмета, и только тогда, при гармоничном взаимодействии всех форм работы, основная цель музыкального воспитания будет достигнута.
Конечно, нельзя говорить о том, что музыкальными способностями обладает каждый ребенок. И порой именно этой причиной объясняется несерьезное отношение как родителей, так и школьников к предмету музыки. Очень часто можно услышать: «Да моему ребенку с детства медведь на ухо наступил. Что можно от него требовать?» А требовать и не надо. Самое главное стремиться быть культурным, развитым духовно человеком, гармонично развитой личностью – а в этом и заключается основная цель музыкального воспитания в общеобразовательной школе.
«Устами младенца глаголет истина»
(Высказывания о музыке учащихся 5-7 классов)
«Музыка нужна для того, чтобы быть творческим…»
«Мне кажется, что значение музыки в современном образовании существенно. Музыка заставляет человека размышлять, фантазировать, понимать состояние души, как своей, так и чужой… »
«На музыке человек закладывает знания в душу, в то время как на других предметах кирпичики знаний ложатся в мозг…»
«Живопись красива красками, а музыка звуками…»
«Музыка может растрогать нас до слез, а может развеселить…»
«Музыка как книга. Если вслушаться, то можно представить целую историю…»
«По моему мнению, музыка воздействует на человека как волшебство, которое нельзя объяснить, а можно только понять и принять ее как недостающую частичку в душе…»
«Предмет музыки должен отображать самые прекрасные стороны музыки разных жанров…»
«Сила музыки заключается в красоте. Она воздействует на человека положительно, расширяя его чувства…»
«Музыка хранит в себе тайны минувших дней. Воспоминания о музыке живут не только в мыслях, но в сердце и в чувствах человека…»
«Современная музыка не может так глубоко проникнуть в душу, как классическая…»
«Мы изучаем музыку, чтобы быть музыкально образованными, более культурными, ведь музыка – это часть культуры…»
«Музыка – это урок вдохновения…»
«Как только ты понимаешь музыку, ты знаешь, что она передает. Ты как бы разговариваешь с ней на одном языке…»
«Музыка – это предмет, который помогает различить прекрасное и безобразное…»
«В музыке очень хорошо отображаются все чувства…»
«На этом уроке, когда все поют вместе, просыпается бодрость, чувство, что мы – одна сплоченная команда…»
Рисуем музыку
Пластическая импровизация
Конкурс «Сочини сказку о музыкальном инструменте»
Музыкальные сайты
Уважаемые родители! О важности появления в нашей жизни Интернета, как главного источника абсолютно любой информации, не стоит говорить много. Важно понимать, что этот ресурс может быть как полезным для вашего ребенка, так и нет.
И именно для того, чтобы направить потребность узнавать все больше нового в необходимое русло, учителя музыки предлагают вам посетить самим и показать детям несколько музыкальных сайтов, на которых можно узнать много интересного о классической музыке, поиграть в музыкальные игры, найти интересные истории из жизни композиторов и многое другое.
|