Версия для слабовидящих

Аннотация к рабочим программам по обществознанию  « Нормативно-правовые документы

Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета, многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обуславливают интегративный характер обществознания.

Рабочие программы курсов по обществознанию для 5-11-х классов составлены в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана. Курс «Обществознания» по программе Л.Н. Боголюбова дает возможность учащимся основной и старшей школы получить знания, помогает им ориентироваться в социуме, приобщиться к различным сферам общественной жизни, что является условием становления свободной и социально ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь. С помощью уроков обществознания ученики способны понять свою значимость в обществе, найти сове место в мире, несмотря на столь быстрые изменения в нем. Человек учится быть человеком. Его деятельность направлена на достижение цели, и к этой цели необходимо идти, не нарушая прав других людей.

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности целям, закрепленным в Конституции РФ;
  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
  • углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
  • повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста;
  • освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать информацию из различных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, предмет призван помогать предпрофильному самоопределению школьников, а также предпрофильной подготовке. Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Преподавание курса обществознания в 5-9 классах ведется на на базовом уровне.

Используемые учебные пособия:

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2013.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2013.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Н. Городецкой. М.: Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И, и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2012.

Курсы 5-6 классов носят преимущественно пропедевтический характер. В рамках изучения курса учащиеся знакомятся с проблемами социализации младших подростков. В 5 классе изучаются темы «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина». Курс 6 класса посвящен темам «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни».

Изучение обществознания в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов. В рамках изучения курса 7 класса учащиеся знакомятся с основами правовой и экономической сфер жизни общества, природоохранной деятельностью человека.

Курс 8-9 класса – это третий этап, который ориентирован изучение уже знакомых учащимся тем, касающихся основных сфер жизни общества, на более высоком уровне. Курс 8 класса посвящен изучению таких вопросов, как личность и общество, сфера духовной жизни, социальная сфера, экономика. Курс 9 класса завершает курс обществознания для основной школы, в нем рассматриваются вопросы политики и права.

Содержание курса «среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Используемые учебные пособия:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень

Содержание курса 10-11 класса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера. Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

Средствами контроля на уроках обществознания являются:

проверочные работы, традиционные и тестовые (в формате ГИА и ЕГЭ) контрольные работы, защита проектов, презентация исследовательских работ.