Версия для слабовидящих

Аннотация к рабочим программам по истории  « Нормативно-правовые документы

Структура и содержание рабочих программ по истории соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана, обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта для основной и средней (полной) школы. В основу отбора содержания положен комплексный подход. При целостном всестороннем освещении исторического процесса в зависимости от возраста учащихся, специфики целей и содержания курсов истории, программа предусматривает систематическое изучение истории с древности до начала XXI века с отбором фактов и понятий, наиболее важных в познавательном и воспитательном значении.

В основе структуры программы — концентрическое построение школьного исторического образования при раздельном синхронно-последовательном изучении курсов Всеобщей и Отечественной истории (в 5–9 и 10–11 кл.).

Ведущими в основной школе являются регионально-страноведческий («Всеобщая история»), хронологическо-тематический («История России»), в средней школе — хронологическо-проблемный принципы группировки содержания. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету.

Содержание курсов нацелено на основные мировоззренческие положения, ценностные ориентиры демократического общества, на нравственно-этическое, гражданско-патриотическое воспитание, является фактором консолидации и самоидентификации обучающихся. В старшей школе при освещении исторических событий предусматривается включение элементов историографического и методологического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок (многоперспективность), что обеспечивает условия для приобретения школьниками личного опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию у них ценностного отношения к общественному активному и пассивному опыту, культурному наследию человечества.

Введение элементов знаний культурологического характера позволит школьникам не только получить необходимый объем информации, но и значительно расширить кругозор. Стимулирование познавательного интереса к изучению истории достигается как традиционным наращиванием занимательных фактов (например, из истории будничной жизни людей), так и созданием условий для системного формирования общепредметных и предметных умений, самореализации учащихся, вовлечения их в активную познавательную деятельность в процессе обучения:

  • учить школьников не только излагать исторические знания, но, прежде всего, самостоятельно добывать и осмыслять информацию,
  • рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
  • определять и аргументированно представлять собственное отношение к проблемам исторического развития.

В 5 классе в начале изучения предмета программой предусмотрено введение пропедевтических знаний о предмете и задачах исторической науки, целях изучения курсов «Всеобщей истории» и «Истории России», исторических источниках и др., а также развитие ряда умений, формирование которых начинается в начальной школе: хронологических, пространственных, речевых и др.

Программа курса «История Древнего мира» для учащихся 5 класса включает в себя четыре раздела: «Первобытность», «Древний Восток», «Древняя Греция» и «Древний Рим». В программе значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияния географического и природного фактора на жизнь и занятия населения. Главное внимание уделяется особенностям хозяйственной жизни, своеобразию обществ, складывающихся в цивилизациях Древнего мира, представлениям людей об окружающем мире, истории повседневности.

Главной задачей изучения курса «История Средних веков» (6 класс) является отражение важнейших процессов и закономерностей развития средневекового общества отдельных регионов и стран мира. При этом расширен географический ореол излагаемого материала: включены разделы, посвященные странам Северной Европы, увеличен материал, излагающий историю Славяно-балканского региона. Материал программы изложен с учетом принятой в современной исторической науке корректировки хронологических рамок в двух основных разделах — V–ХI вв. и ХII–ХV вв. В качестве основного рубежа, разделяющего эпоху Средневековья на два периода, называется XI век, ознаменовавший собой окончательное складывание феодальных отношений.

Программа курса «Новая история» для учащихся 7 классов посвящена рассмотрению переходного периода от Средневековья к Новому времени. Период, начавшийся на рубеже XV–XVI вв., завершился к началу XIX в. Великая французская революция создала предпосылки для новой стадии развития.

Программа курса «Новая история» для учащихся 8 классов охватывает время с начала XIX до начала XX в., включая Первую мировую войну, которая рассматривается историками как завершение периода Нового времени. Завершение каждого раздела международными отношениями дает возможность увидеть сложный и противоречивый процесс формирования границ современных государств, эволюцию отношений между ними. Такой подход позволяет подчеркнуть бесчеловечность войн, насильственных методов для разрешения межгосударственных конфликтов. История художественной культуры рассматривается на материале конкретных стран, в которых те или иные культурные явления и процессы проявились наиболее ярко. В то же время показываются общие тенденции в развитии материальной и духовной культуры Нового времени.

Особенности программы курса «История России» в основной школе определяются прежде всего тем, что это— первое систематическое изучение учащимися отечественной истории. Соблюдается преемственность в хронологии «Истории России» и «Всеобщей истории», в понятийном аппарате, в формировании умений, предполагается раскрытие общего и особенного в развитии России и стран, народов мира.

Курса направлен на развитие патриотических чувств школьников, формирование у них гражданских качеств:

  • неоднозначность оценок значения событий и деятельности исторических персоналий; характеристика разносоциального, многонационального и многоконфессионального состава населения России способствует осознанию современного состояния российского сообщества, содействует формированию толерантности;
  • сюжеты о жизни и деятельности не только государственных деятелей, но и типичных представителей разных слоев способствуют формированию у учащихся представления о мире человека определенной эпохи, ценностно-эмоционального отношения к деятельности предшествующих поколений россиян;
  • развернутая характеристика культурного наследия каждой эпохи позволяет оценить вклад каждого исторического периода в современное наследие России.

В 10–11 классах средней школы историческое развитие стран и народов мира, России рассматривается преимущественно с позиций модернизационной теории, прочно вошедшей в мировое обществоведение и историческую науку. В курсе Всеобщей истории для учащихся 10–11 классов излагаются общие тенденции исторического развития и предъявляются модели, иллюстрирующие особенности конкретного периода.

Изучение особенностей исторического развития Руси Древней и Средневековой, перехода к Новому времени и начала модернизации в России (примерно с XVIII до середины XIX в.) предлагает курс 10 класса. В курсе «История России XX в.» даны современные инновационные подходы к оценке сущности многих исторических фактов и явлений; значительное место отводится сведениям о повседневной жизни, социально-исторической психологии общества, знакомству с духовно-нравственным наследием предшествующих поколений.

Используемые учебные пособия:

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. / Под ред. Искендерова А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Изд. Просвещение, М., 2013 г.

Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. Под ред. Мясникова В.С. История Средних веков, 6 класс Вентана-Граф, М.2013 г.

Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. Издательство Русское слово, 2010 г.

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история 7 класс изд. Вентана-Граф, М.2013 г.

Пчелов Е.В. История России. XVII - XVIII в. 7 класс. Издательство Русское слово, 2010 г.

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история 8 класс Вентана-Граф, М.2013 г.

Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России 8 класс, Вентана-Граф, М.2013 г.

Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России 9 класс Вентана-Граф, М.2012 г.

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., Северинов К.М. Под ред. Мясникова В.С. Всеобщая история, 9 класс. Вентана-Граф, М.2012 г.

Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России 10 класс. Базовый уровень Вентана-Граф, М.2012 г.

Измозик В.С., Рудник С.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России 11 класс Вентана-Граф, М.2012 г.

Климов О.Ю., Земляницин В.А. и др. Под ред. Мясникова В.С. Всеобщая история 10 класс Вентана-Граф, М.2013 г.

Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Под ред. Мясникова В.С. Всеобщая история 11 класс Вентана-Граф, М.2013 г.

Средствами контроля на уроках истории являются:

проверочные работы, традиционные и тестовые (в формате ГИА и ЕГЭ) контрольные работы, защита проектов, презентация исследовательских работ.