Версия для слабовидящих

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся « Нормативно-правовые документы

ПОЛОЖЕНИЕ
о текущем контроле успеваемости
и промежуточной аттестации учащихся

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Общие положения
    1. Настоящее Положение разработано в соответствии законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом лицея.
    2. Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» (далее - Положение) является локальным актом общеобразовательного учреждения (далее - Учреждения), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации и текущего контроля обучающихся.
    3. Положение принимается педагогическим советом Учреждения, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение утверждается руководителем Учреждения.
    4. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленным Учреждением.
    5. Промежуточная аттестация – это любой вид аттестации обучающихся во всех классах в течение учебного года, аттестация по итогам учебного года в переводных классах.
    6. Целью аттестации являются:
      • Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
      • Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
      • Соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;
      • Контроль выполнения учебных программ.
    7. Промежуточная аттестация в Учреждении подразделяется на:
      • текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок);
      • аттестацию за четверть (2-9 классы) и полугодие (10-11 классы) – оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;
      • аттестацию за год – оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год.
    8. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся являются:

      Формы письменной проверки:

      • письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: диагностические, домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.

      Формы устной проверки:

      • устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

      При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

    9. В соответствии с Уставом Учреждения при промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом Учреждения (приложение 1)
  2. Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
    1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти и полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.
    2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих программах учителя.
    3. Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др.
    4. Руководители методических объединений, заместитель руководителя Учреждения по УВР контролируют ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении.
    5. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю руководителя Учреждения по УВР на каждую четверть, утверждается руководителем Учреждения и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей).
    6. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка.
    7. По курсу ОРКСЭ и ОДНКНР вводится безотметочное обучение. Применяется зачётная система («зачёт», «незачёт»). Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
    8. При изучении элективных курсов, на изучение которых отводится 35 и менее часов в год, применяется зачётная («зачёт», «незачёт») система оценивания как оценка усвоения учебного материала.
    9. Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов Учреждения подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме курсов, перечисленных п.2.6., п.2.7 и п.2.8.
    10. Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в конце урока.
    11. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки.
    12. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением отметок за творческие работы в 5-11-х классах (они заносятся в классный журнал в течение недели после проведения творческих работ).
    13. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
    14. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти и полугодия. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
  3. Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации за четверть (полугодие)
    1. Промежуточная аттестация за четверть обучающихся (2-9 кл.) и за полугодие (10-11 классы) проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (четверть, полугодие).
    2. Отметка обучающегося за четверть (полугодие) выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
    3. Отметка обучающимся 2-9 классов выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период, обучающимся 10-11 классов при наличии 5 и более отметок.
    4. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть (полугодие) обучающийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется.
    5. Обучающийся по данному предмету имеет право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти аттестацию за четверть. В этом случае родители обучающегося (законные представители) в письменной форме информируют администрацию лицея о желании пройти аттестацию за четверть не позднее, чем за неделю до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных мероприятий в каникулярное время. Результаты зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данного обучающегося.
    6. В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не проводятся.
    7. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах аттестации за четверть (полугодие) путём выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
  4. Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации за год
    1. Промежуточную аттестацию за год проходят все обучающиеся 1-8 и 10 классов. Промежуточная аттестация обучающихся 1-7х классов осуществляется в форме годовых контрольных работ по предметам учебного плана текущего года, в 8 и 10 классах - в форме экзамена и дифференцированного зачета по профильным предметам. Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах.
    2. Формами проведения годовой письменной аттестации в 1-8 и 10 классах являются: контрольная работа, диагностическая работа, диктант, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест и др.

      К устным формам годовой аттестации относятся: зачет, собеседование, защита проекта и другие.

    3. Ежегодно до начала учебного года решением педагогического совета лицея устанавливаются форма, порядок проведения, периодичность и система отметок при годовой промежуточной аттестации обучающихся. Данное решение утверждается приказом руководителя лицея и доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
    4. Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации обучающихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования и статусом Учреждения, согласовываются с методическим объединением учителей по предмету, утверждаются приказом руководителя Учреждения.
    5. От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды.
    6. На основании решения педагогического совета Учреждения могут быть освобождены от годовой аттестации обучающиеся:
      • имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном году;
      • победители предметных олимпиад городского, регионального и всероссийского уровня;
      • пропустившие по уважительным причинам более половины учебного времени;
      • выезжающие на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
      • отъезжающие на постоянное место жительства за рубеж.

      В особых случаях обучающиеся могут быть освобождены от промежуточной аттестации:

      • по состоянию здоровья;
      • в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
      • в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев.
    7. Список обучающихся, освобожденных от годовой аттестации, утверждается приказом руководителя Учреждения.
    8. В соответствии с решением педагогического совета лицея отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы.
    9. Расписание проведения годовой промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за две недели до начала аттестации.
    10. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась (в 1-7 классах).
    11. При проведении годовой аттестации по учебному предмету вводится понятие «итоговая» отметка, которая определяется годовой и экзаменационной отметками (в 8 и 10 классах).
    12. Годовая отметка по учебному предмету во 2-11 классах выставляется учителем на основе среднего арифметического между отметками за четверти (полугодия).
    13. Итоговая отметка в 8-10 классах выставляется учителем на основе годовой и экзаменационной отметок (с учетом результатов годовой промежуточной аттестации).
    14. Классные руководители доводят до родителей (законных представителей) сведения о результатах годовой аттестации путём выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
    15. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета Учреждения основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной (итоговой) аттестации.
    16. Письменные работы обучающихся по результатам промежуточной аттестации за год хранятся в лицее в течение следующего учебного года.
    17. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами годовой промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией Учреждения.
    18. Итоги годовой промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета Учреждения.
    19. Обучающиеся, получающие образование в форме экстерната, семейного образования проходят годовую промежуточную аттестацию в порядке и формах, определенных нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
  5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс
    1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме учебные программы образовательной программы соответствующего уровня переводятся в следующий класс.
    2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
    3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
    4. Учреждение, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
    5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Учреждением, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.
    6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
    7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
    8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
    9. Обучающиеся в Учреждении по образовательным программам начального общего, основного общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
    10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Учреждении.
    11. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета.
  6. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации
    1. Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, руководитель Учреждения. Права обучающегося представляют его родители (законные представители).
    2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право:
      • разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;
      • проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям государственного образовательного стандарта.