Версия для слабовидящих

Еще раз о наказаниях и поощрениях « Служба сопровождения

И родителям, и педагогам понятно, что наказывать и поощрять детей нужно, но как делать это правильно, т.е. действенно? Самая частая ошибка - взрослый готов обсуждать проступки ребенка, но как будто не обращает внимания на его успехи. Получается, что ребенка все время за что-то наказывают, а он ведет себя все хуже - замкнутый круг. Как же выйти из него, этого круга, с пользой для ребенка? Предлагаю Вам несколько простых рекомендаций о системе наказаний/поощрений.

  • Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
  • Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
  • Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. Конечно, родителям нужно контролировать выбор наказаний, избегая как хитрости, так и уничижительства со стороны ребенка.
  • Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.
  • Поощрения и наказания должны быть реальными и обязательно исполняться. Т.е. взрослым важно быть последовательными!
  • Наказания должны соответствовать возрасту ребенка и не быть длительными, отсроченными. Т.е. если ребенок сегодня «проштрафился», наказан он должен быть тоже сегодня, а не в течение всей недели.
  • Поощрения - это не обязательно подарки, это могут быть интересное развлечение, семейный праздник, бывает, что ребенку важно, чтобы его просто дружески похлопали по плечу и сказали «молодец, я рада за тебя».

Педагог-психолог ГБОУ лицей № 64 Саркисян Л.Э.