Краткая характеристика предподросткового возрастного периода (10-11 лет).
Интеллектуальное развитие
- Конкретно-операционная стадия когнитивного развития
- Способность к логическим рассуждениям
- Развитие теоретического мышления (мышление в понятиях)
- Мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие
- К концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция.
- Период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок.
- Мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие
- Дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются.
- Продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными.
- Продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива.
- Увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация
- Кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность).
- Дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.
Рекомендации родителям
- Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
- Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
- Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
- Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
- Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
- Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
- Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
|