Что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс?
Во-первых, он должен уметь различать существенное и несущественное, выделять главное, в потоке второстепенного и незначимого. Это возможно только тогда, когда сформирована интеллектуальная установка на иерархическое деление признаков, когда свойства или явления воспринимаются не рядоположенно и равноправно, но всегда — соподчинено.
Во-вторых, ребенку необходимо уметь улавливать и отслеживать логическую последовательность в потоке информации, игнорируя отступления и различные «шумы». Это возможно только в том случае, если его мышление использует причинно-следственные, а не ассоци¬ативные или функционально-ситуативные связи. Только тогда ребе¬нок способен выстроить логический вектор последовательного из¬ложения материала, а не просто ассоциативный ряд, в котором воз¬можны любые связи.
В-третьих, он должен уметь путем сравнения и сопоставления вы¬делять в примерах, иллюстрирующих какую-то закономерность или правило, то общее содержание, ради которого их приводит учитель. Таким образом, ребенок может действовать только в том случае, если в процессе анализа у него доминирует ориентация не на внешние, видимые, но изменчивые и случайные признаки, а на внутренние, сущностные, константные и «невидимые» характеристики.
В-четвертых, для того, чтобы ребенок вообще мог усвоить правило как некий общий принцип действия, он должен обладать хотя бы в зачаточной форме способностью к абстрактному мышлению: выделению (абстрагированию) отношений в «чистом виде», отвлекаясь от каких-либо конкретных предметов, явлений или ситуаций, то есть от материала, в котором эти отношения выражены.
И, наконец, в-пятых, для того, чтобы ребенок мог самостоятельно пользоваться правилом, он должен не только выделять заложенный в нем принцип действия, но и переносить его в другую ситуацию. То есть у него должно быть сформировано так называемое «мышление по аналогии».
Психолого-педагогические требования к ребёнку, поступающему в первый класс.
- Общие знания. Осведомлённость ребёнка в разных областях:
- Я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания);
- Моя семья (ФИО родителей, состав семьи, профессии);
- Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.).
- Математические представления:
- Цвета и их оттенки;
- Знание числовой последовательности в пределах 20;
- Сложение и вычитание в пределах 10;
- Понятия больше – меньше;
- Основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и составление из них более сложной фигуры по образцу;
- Ориентировка в пространстве (правый-левый, верх-низ), свободное владение предлогами (над, под, между, перед) и т.д.
- Измерение предметов при помощи линейки.
- Речь:
- Умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать.
- Умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение — на слова. А вот уметь бегло читать или писать письменными буквами — совершенно не обязательно.
- Внимание, память, мышление:
- Все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определенного уровня развития — стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.
- Мелкая моторика:
- Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками — ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры.
Использованы материалы статьи «Научи меня учиться» В.Костровой// «Привет, первоклашка!», СПб,2005 г.
|