Версия для слабовидящих

Если ребенок ушёл из дома « Служба сопровождения

Если ребёнок ушёл из дома, нe ищите проблему вовне - "сманили друзья", интересуется путешествиями, "Америкой". Ребенок ушел, потому что ему плохо. Чаще всего плохо именно в семье. Разумеется, большинство сбегает не от хорошей жизни. Но зачастую поведение детей совершенно необъяснимо.

Обнаруживаются два типа семей, в которых выросли "бегуны" из полных семейных союзов, материально обеспеченных и впрямую плохо влияющих на ребенка: первый - с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с полной бездуховностью, и второй с отсутствием эмоциональных контактов родителей с детьми, нормальных, теплых их взаимоотношений.

Благоприятные отношения в семье обычно переносятся и в учебную (деятельность) группу, Учащиеся из таких семей куда легче строят хорошие взаимоотношения со своими сверстниками.

Почему так бывает?

Причин, побуждающих ребенка из благополучной семьи выбрать "свободу", множество:

  • Ревность. Она может быть направлена не только на младшего ребенка в семье. Объектом ревности может быть новый супруг одного из родителей и даже родительская работа. В любом случае ребенку начинает казаться, что его «совсем не любят». Уход из дома - это попытка привлечь к себе внимание.
  • Романтика. Начитавшись книг, насмотревшись фильмов, подростки вдруг проникаются желанием "стать сильными", доказать себе и другим, что могут прожить без родителей, уехать без сопровождения на другой конец страны, поискать приключений на свою голову и совершенно самостоятельно из них выпутаться. Те, кому выпутаться удается, обычно возвращаются домой.
  • Обида. "Ситуационное бродяжничество" - когда ребенок уходит из дома после скандала с родителями. Он вовсе не хочет покидать дом, и остается на улице в воспитательных целях: «попугать родителей» и добиться своего. И если ему это удается, подросток берет метод на вооружение и в дальнейшем использует его постоянно.
  • Дружба. От связи с плохой компанией не застрахован ни один подросток. Иногда друзья подбивают "не быть маменькиным сынком" и не "бросать компанию" - и подросток уходит "развлекаться" не ночует дома, пропадает из поля зрения родителей... Эта ситуация, пожалуй, самая опасная из всех: возможно, это дорога и криминальную группу.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Если вы почувствовали, что теряете контакт с ребенком, не пускайте дело на самотек - обратитесь к психологу.
  • Если ребенок однажды уже сбежал из дома, поговорите с ним после возвращения. Разберите ситуацию по деталям. Вам обоим станет легче просто потому, что вы выговоритесь.
  • Всегда подчеркивайте значимость ребенка для вас. Привлекайте его к "взрослой работе", советуйтесь с ним, пусть проявит мужественность и самостоятельность у себя дома.
  • С младшего возраста приучайте к чистоте, воспитывайте брезгливость. Если не действуют рациональные доводы, то сработает инстинкт: ребенок не сможет спать в грязи и не мыться несколько дней.
  • Не запрещайте приводить домой друзей - будете знать, с кем имеете дело. А хорошие отношения с друзьями вашего ребенка усиливают доверие и внутри семьи.
  • Готовьтесь к возвращению ребенка домой: купите подарок, подумайте, каким образом вы продемонстрируете свою радость от его появления, и покажите, что он вам нужен, что необходим; сразу же вовлеките его в какое-либо семейное дело, которое способен сделать только он.
  • Откровенно спросите себя:
    • вижу ли я личность в своем ребенке?
    • уважаю ли я его?
    • люблю ли я его просто за то, что он есть (a не за какие-то поступки)?
    • есть ли у ребенка своя комната или хотя бы свой угол?
    • имеет ли ребенок свой шкаф, полку для белья, стол для занятий, место для игрушек и т.д.
    • позволяю ли я ребенку делать то, что он хочет (завести собаку, построгать...)?
    • даю ли я ребенку минимум карманных денег, чтобы он мог потратить их просто так?
    • есть ли в семье, родне мужчина, с которым ребенок мог бы погулять, помолчать, сделать какое-то полезное дело?

Помните, что наиболее положительное влияние на воспитание оказывают дедушки и бабушки, даже если родители в разводе, запрещать общаться нельзя.

Сходите в школу и предупредите педагогов и администрацию о случившемся.

Ни педагогам, ни родителям не следует выспрашивать ребенка о причинах ухода: ребенок не знает истинную, глубинную причину. Внешняя причина (ссора с родителями, оскорбление в школе, несправедливость) - только повод, послуживший толчком к уходу.

Уход ребенка - это серьезный показатель глубинного неблагополучия в семье, объяснить суть которого может только специалист.

Потому, когда ребенок вернется, необходимо обратиться к психологу, иначе уходы из дома повторятся, и, в конечном итоге, могут привести к более серьезным последствиям (противоправные поступки детей использует в своих целях преступный мир).

Любите детей!
Но любовь должна быть светлой и разумной.

Материал подготовила – педагог-психолог Саркисян Л.Э.