Версия для слабовидящих

Здоровье – привилегия мудрых « Воспитательная работа

Здоровье - это образ жизни, и наша общая задача и педагогов, и родителей - научить каждого ребенка безопасной жизнедеятельности, помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Если мы хотим направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые помогли бы понять, как они видят мир.

Итак, здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это сказывается и на процессе адаптации детей к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.

Чтобы понять, к чему стремиться, давайте ответим на вопрос: а какой он, здоровый ребенок?

Прежде всего, если он и болеет, то очень редко, не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают, а отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.

Такого идеального здорового ребенка сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.

Воспитать ребенка здоровым - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты:

  • рациональный режим,
  • систематические физкультурные занятия,
  • закаливание,
  • правильное питание,
  • благоприятная психологическая обстановка в семье. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. На самом деле режим дня - это режим суток. Все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Суть режима дня - это рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких «реактивнейших элементов», как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем».Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят!

Признаемся, что нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно), чтобы отдохнуть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе... Более того, некоторые, наиболее добросовестные дети, отрывают время от сна. Стоит ли удивляться, что у подростка возникает стойкое переутомление - а отсюда и резкое снижение работоспособности. Подросток попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, а на деле больше устает и работает все хуже и хуже. Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья - головным болям, раздражительности, ухудшению аппетита.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня школьника. Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; должен быть обеспечен достаточный отдых (с обязательным пребыванием на свежем воздухе); необходимое время должно быть отведено на сон.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, таким образом, школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе - это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Обязательно надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячее питание в школе необходимо так же, как и обед после школы. Неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник - перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать (завтрак - через полчаса после пробуждения, ужин - не позже, чем за 1,5 часа до сна). Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 15-17 лет 8,5-9 часов. Ученые установили, что недосып ночью даже на один час плохо влияет на психоэмоциональное состояние. Дети сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры - все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Необходимо перед сном избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне - будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким. Иногда можно пожертвовать и своими предпочтениями и самим не смотреть передачи или фильмы. Это наименьшее зло.