Версия для слабовидящих

учебный план « Начальная школа

Начальное общее образование

Годовой учебный план начального общего образования
на 2016/2017 учебный год (пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год 1 Всего
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык 132 136 136 136 540
Литературное чтение 132 136 136 102 506
Иностранный язык Иностранный язык   68 68 68 204
Математика и информатика Математика 132 136 136 136 540
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 66 68 68 68 270
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики       34 34
Искусство Музыка 33 34 34 34 135
Изобразительное искусство 33 34 34 34 135
Технология Технология 33 34 34 34 135
Физическая культура Физическая культура 99 102 102 102 405
  Итого: 660 748 748 748 2904
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литературное чтение Русский язык 33 34 34 34 135
Максимально допустимая недельная нагрузка 693 782 782 782 3039
Внеурочная деятельность

1 Количество часов в год указано из расчета 33 учебных недель (1 классы) и 34 учебных недель (2-4 классы).

Недельный учебный план начального общего образования
на 2016/2017 учебный год (пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 16
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Иностранный язык Иностранный язык   2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики       1 1
Искусство Музыка 1 1 1 1 2
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
  Итого: 20 22 22 22 86
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литературное чтение Русский язык 1 1 1 1 4
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90

Особенности учебного плана начального общего образования

Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы лицея. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план начального общего образования состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к культурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана (1 час в неделю с 1 по 4 класс) внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» из предметной области «Русский язык и литературное чтение». Всего на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю с 1 по 4 класс. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».

Основными задачами реализации содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение» являются

  • формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык» (английский). Учебный предмет «Иностранный язык» (английский) изучается со 2 класса (2 часа в неделю). При проведении занятий осуществляется деление класса на две группы (при наполняемости класса 25 человек). Основными задачами реализации содержания предметной области «Иностранный язык» являются

  • формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы,
  • формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.

Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика», который изучается по 4 часа в неделю. Основными задачи реализации содержания данной предметной области являются

  • развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения,
  • обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» реализуется средствами предмета «Окружающий мир», который изучается по 2 часа в неделю и является интегрированным курсом. Основными задачами реализации содержания предметной области являются

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предметная область «Искусство» представлена двумя учебными предметами: «Музыка» и «Изобразительное искусство», которые проводятся отдельно (Музыка – 1 час в неделю, Изобразительное искусство – 1 час в неделю). Основные задачи реализации содержания данной предметной области:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Основными задачами реализации содержания предметной области «Технология» являются:

  • формирование опыта как основы обучения и познания;
  • осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология», который изучается по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс.

Предметная область «Физическая культура» реализуется средствами предмета «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания:

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.21 при разработке содержания данного предмета учтено оздоровительное направление (ритмика в 1-2 классах) и общеразвивающее направление (плавание в 3-4 классах). Согласно п. 10.8. (в ред. Постановления от 24.11.15 № 81) допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия в бассейне).

В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального образования в содержание, всех без исключения предметов начального образования, включена программа формирования универсальных учебных действий («Чтение: работа с информацией»). В 1-4 классах, в соответствии с ФГОС НОО, умения, относящиеся к информационной грамотности (работать с информацией - поиск, анализ, обработка, переработка, презентация информации) формируются целевым образом через все предметы учебного плана и внеурочную деятельность. Содержание данной работы отражено в учебных программах по предметам и в рабочих программа по внеурочной деятельности.

В учебный план 4-го класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Основными задачами реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлен родителями (законными представителями) обучающихся и зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. Родителями учащихся лицея для изучения курса выбраны модули «Основы светской этики» (108 чел.) и «Основы православной культуры» (26 чел). На основании произведенного выбора сформировано 9 учебных групп: по изучению модуля «Основы светской этики» - 5 групп и модуля «Основы православной культуры» - 4 группы. К проведению уроков привлекаются 2 учителя начальных классов, прошедших курсовую подготовку.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не составляет менее 2904 часов и более 3345 часов.

УМК, реализуемый в 1-4 классах в 2016/2017 учебном году

При реализации основной образовательной программы начального общего образования лицей выбрал учебники, находящиеся в библиотечном фонде:

  • учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции Приказов от 08.06.15 № 576, 28.12.15 № 1529, 26.01.16 № 38);
  • учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учебно-методические комплекты, по которым работает начальная школа ГБОУ лицея № 64, соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно - деятельностного подхода и формирования средствами УМК основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.

  1 классы 2 классы 3 классы 4 классы
«Школа 2100»
(математика Л.Г.Петерсон)
- 2-Б, 2-В, 2-Г 3-А, 3-Б, 3-В, 3-Г 4-А, 4-Б, 4-В, 4-Г
«Начальная школа
XXI века»
1-А, 1-Б, 1-В, 1-Г, 1-Д 2-А 3-Д -