Версия для слабовидящих

Для родителей будущих первоклассников  « Служба сопровождения

Для родителей будущих первоклассников

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро.

Обычно до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овладеть правильным произношением всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамоте. Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизношения у детей задерживается и они приходят в школу с дефектным произношением некоторых звуков. Чтобы этого не случилось, важно своевременно проверить, все ли звуки произносятся ребенком правильно.

Если в речи ребенка полностью отсутствуют некоторые звуки (ребенок говорит АМА вместо РАМА) или он постоянно заменяет один звук другим (говорит ЛАМА или ЙАМА вместо РАМА); если смешивает звуки, то есть, умеет правильно произносить оба близких звука в отдельности, но часто смешивает их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА; то ГАЛКА, то ГАРКА), то во всех этих случаях с началом школьного обучения пропуски букв или однотипные буквенные замены могут появиться и на письме.

Поэтому такие дефекты в произношении звуков речи обязательно должны быть устранены до начала обучения ребенка грамоте. Дело в том, что ученика, овладевающего грамотой, на первых порах просят проговаривать все записываемые слова для уточнения их звукового состава. Если же ребенок произносит слова неправильно, например: ЛУБАШКА вместо РУБАШКА или СКАТУЛКА вместо ШКАТУЛКА, ТО ТАКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ЕМУ ТОЛЬКО МЕШАЕТ, ПРИВОДЯ К ОШИБОЧНОМУ НАПИСАНИЮ СЛОВ – он как бы сам себе неправильно диктует эти слова.

Существует глубокое заблуждение, что если ребенок все звуки произносит правильно и обращаться к логопеду не стоит. Нарушение звукопроизношения – самое безобидное, что может быть. Ребенок может произносить все звуки речи верно, но не различать их, имея при этом нормальный (то есть не сниженный) биологический слух. Некоторые дети не различают лишь одну – две пары акустически близких звуков (например, только С-Ш и З-Ж), другие же – несколько пар звуков. Это может приводить и нередко приводит к затруднениям в понимании речи в целом.

Такие частичные «западания» слуха у детей нередко остаются незамеченными в дошкольном возрасте и впервые обнаруживаются лишь в связи с начавшимся обучением ребенка грамоте, да и то только при условии обращения за помощью к специалистам. (Такие нарушения можно выявить уже в двухлетнем возрасте ребенка.)

Если ребенок не различает на слух похожие звуки, он не будет знать, с каким именно звуком (С или З) нужно соотносить, например, букву С. В результате у него могут появиться специфические нарушения чтения и письма. Так, например, слово ЗОНТ он может прочесть как СОНТ или слово ЗАЙКА как САЙКА. Однотипные буквенные замены появятся и на письме. Эти ошибки обычно носят устойчивый характер и требуют специальной логопедической помощи. По этой причине такие нарушения очень важно выявить и устранить в дошкольном возрасте.

Для профилактики фонематических нарушений можно использовать
следующие упражнения:

  1. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, услышав звук "Ш", затем произносить
    • ряд звуков: п, т, ш, б, к, ш, ф, р, г, ш, н, ш;
    • ряд слов: диван, шкаф, лампа, шуба, шарф, рыбка, щенок, цапля, жеребёнок, лиса, чайник, шишка, щетка, душ, заяц, жук, машина.

    Подобным образом предлагается выделить из ряда звуки Ж, С, З, Ц,Щ,Л,Р.

  2. Послушай слова. Хлопни в ладоши, когда услышишь, что слово отличается от других:

    РАМА, РАМА, РАМА, ЛАМА, РАМА;
    ЧЁЛКА, ЧЁЛКА, ЧЁЛКА, ЧЁЛКА, ЩЁЛКА;
    КОСА, КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА.

  3. «Вспомни и назови:
    • как можно больше имен со звуком Ш (САША, ШУРА, МАША, ДАША, ГОША, МИША, ГРИША, ЛЁША);
    • как можно больше предметов одежды со звуком Ш (ШУБА, ШАРФ, ШАПКА, ШЛЯПА, РУБАШКА, ШОРТЫ);
    • все находящиеся в комнате предметы, в названии которых есть этот звук (ШКАФ, ВЕШАЛКА, КАРАНДАШ, ШКАТУЛКА, ИГРУШКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, ПОДУШКА)» и т. п.
  4. Произнеси парами названия картинок. Определи, похожи ли по звучанию оба слова:

    ТАНКИ – САНКИ, КЕПКА – БУБЛИК, ГНОМ – КОМ, РОЖКИ - ЛОЖКИ и т.п.

  5. Послушай предложение и скажи, какой звук ты слышишь чаще всего:

    Мама мыла Милу мылом. (м)
    Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (щ)

Убедить ребенка в важности каждого звука помогут веселые стихи: стихотворение А. Шибаева «Одна буква»

Пока мы говорили только о различении отдельно взятых звуков. Для записи же целых слов, включающих в свой состав сразу несколько или даже много звуков, необходимо чётко разобраться в звуковой структуре слова.

В каждом случае нужно точно знать, из каких именно звуков состоит любое записываемое слово и в каком порядке эти звуки следуют друг за другом. Всё это входит в понятие звукового анализа. В случае его несформированности на письме дети пропускают буквы, а иногда и целые слоги в словах.

Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения.

Упражнения:

  • выделить звук на фоне слова ("Слышишь звук "с" в слове сумка?")
  • выделить звук из слова ("Какой звук ты слышишь лучше в слове шапка?)
  • определить место звука в слове по отношению к другим звукам. (Где ты слышишь "р" в слове "пар" - в начале или в конце?)
  • назови слова, в которых первые звуки одинаковы.
  • назови слова, в конце которых одинаковые звуки.
  • определить количество звуков в слове (кот, луна, мачта).

Кроме фонематического анализа для обучения грамоте важен фонематический синтез.

Для его проверки можно использовать задания:

  • "послушай звуки и скажи, какое слово получилось" (с-о-к, р-а-м-а, п-о-ч-т-а).

Чтобы усложнить задание, предлагаем составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

  • "послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово (м, ы, д - дым; к, з, о, а - коза; к, а, б, р, ы - рыбак).

Фонематические представления - самая сложная мыслительная операция, т.к. ребёнку нужно представить предмет, звуковой облик слова, обозначающего предмет, и затем определить в нём наличие звука. Ребёнку предлагаются такие задания:

"придумай слово со звуком "п"....,со звуком "р"...., со звуком "ч"...и т.п."

Усложнение: звук должен быть в начале, в конце, в середине слова.

Кроме нарушений фонематической системы, у ребенка может быть очень бедный по содержанию словарный запас. Это ведет за собой трудности в подборе проверочных слов, синонимов, антонимов и т.п.

Поскольку речь усваивается только по подражанию, то и развитие словарного запаса у детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества употребляемых в присутствии ребенка слов.

Для обогащения словарного запаса детей предлагаются следующие упражнения:

  • «Скажи, каких ты знаешь РЫБ? НАСЕКОМЫХ? Какие знаешь ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ДЕРЕВЬЯ, ИНСТРУМЕНТЫ?»
  • «Назови одним словом: груша, яблоко, лимон (фрукты), грач, ворона, орёл (птицы), сервант, кресло, диван (мебель), автобус, метро, поезд (транспорт),шофёр, строитель, врач (профессии)».
  • «Назови детенышей животных: медведица, корова, лошадь, свинья, курица, белка, овца».
  • «Назови слово наоборот (противоположное по смыслу, антоним), например, вошёл-вышел, день-ночь: добро -.., маленький – .., горячий - …, длинный - »
  • Спросите ребенка, как «говорят»: собака, кошка, поросенок, тигр…
  • Как передвигаются: птица, рыба, кузнечик, заяц, муравей…
  • Скажи, цветок какой?, кукла какая?, солнышко какое? дети какие?

Обычно в словаре детей мало слов, обозначающих признаки предметов. Проверить это можно так: положите перед ребенком, к примеру, яблоко и спросите его о том, КАКОЕ оно. Чаще дети ограничиваются лишь простым ответом: ВКУСНОЕ. А можно было сказать: БОЛЬШОЕ, КРУГЛОЕ, СПЕЛОЕ, КИСЛО-СЛАДКОЕ, РУМЯНОЕ, СОЧНОЕ, АРОМАТНОЕ.

Отработайте с ребенком признаки предметов по смысловым группам:

  • по величине (большой, высокий, широкий),
  • по форме (круглый, квадратный..,)
  • по цвету (не только основные, но и промежуточные цвета, типа оранжевый, серый, сиреневый),
  • по вкусу (горький, соленый, сладкий..),
  • по запаху (приятный, смолистый, цветочный…),
  • по материалу, из которого изготовлен предмет (деревянный, стеклянный…), по температуре (холодный, горячий, прохладный..),
  • по принадлежности предмета (мамин, папин, лисий, медвежий),
  • по другим признакам (шероховатый, мягкий, колючий, добрый, честный…).

Однако, каким бы богатым запасом слов ни обладал ребенок, для полноценности речи этого мало. Нужно еще умение активно пользоваться имеющимся словарным запасом, строить из отдельных слов целые предложения и связные высказывания.

А для правильного построения предложений необходимо уметь грамматически правильно связывать отдельные слова между собой, согласовывать их друг с другом по правилам русского языка.

Если не обращать на это должного внимания, то грамматически неправильная устная речь ребенка обязательно повлечет за собой неправильное согласование слов (в роде, числе, падеже), трудности в построении предложений и в письменной речи и даже при чтении.

Упражнения на формирование грамматического строя и развитие связной речи

  • Скажи, как назвать ласково: кошку – кошечка, ветер – ветерок, торт – тортик… (образование уменьшительно – ласкательных существительных).
  • Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: Кто?, Что?
  • Поиграйте в игру «Кто больше?» назовет слов на букву Б; подберет слов на тему «Школа».
  • Игра «Один - много». Вы произносите ряд слов. Ребенок хлопает, услышав слово во множественном числе. ИЛИ Вы называете слово в единственном числе, а ребенок – во множественном числе.
  • Игра «Дополни предложение»: Масло лежит в ..(масленке). Гриб, который растет под осиной, называется…(подосиновик). Весной картошку сажают, а осенью…(выкапывают).
  • Составить рассказ, например, о любимой игрушке (описать, какая она, из чего сделана, как устроена, как с ней можно играть).
  • Пересказ по иллюстрациям знакомых книг (кинофильмов, мультфильмов).
  • Пересказ прочитанного текста (сказки).
  • Составить рассказ или сказку по картинке (серии картинок).

Хотелось бы отметить, что если ребенок испытывает затруднения во всех перечисленных видах упражнений, то, скорее всего, у него более сложное нарушение речи, которое без специальной помощи не только не исчезнет, а существенно осложнит обучение чтению и письму.

Учеными доказано, что в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка находится развитие руки.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

До начала обучения необходимо определиться с тем, какой рукой будет писать ребенок (то есть, какая рука у ребенка ведущая).

В подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка.

Упражнения и виды занятий для тренировки руки ребёнка:

  • различные виды конструирования;
  • упражнения с мозаикой, особенно - с мелкой;
  • рисование, в том числе рисование в воздухе; очень полезны орнаменты и узоры, т.к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв;
  • выполнение аппликаций (с отщипыванием клочков бумаги, составляя таким образом аппликацию);
  • перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура, рисование орнамента);
  • раскрашивание (раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. (Рекомендуем использовать цветные карандаши, а не фломастеры);
  • раскрашивание картинок по лексическим темам – например, по теме: «Домашние животные», раскраски с заданием, дорисовывание деталей, половинки рисунка, нарисовать картинку в зеркальном отражении, раскрасить наложенные контуры с заданием, например, плоды, а не листья; животных, а не птиц» и т.п.;
  • вырезывание ножницами различных фигур;
  • вязание, вышивание;
  • доступная работа с инструментами (преимущественно для мальчиков);
  • перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;
  • обучение игре на пианино, на аккордеоне...;
  • разминать пальцами пластилин, глину; лепить (что особенно важно для развития силы пальцев рук)- запускать пальцами мелкие волчки;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • завязывать (развязывать) узлы на толстой веревке, на шнуре;
  • заводить механические игрушки ключиками;
  • застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков, закручивание крышек;
  • игры с песком, водой;
  • массаж пальчиков, пальчиковые игры.

Перечень возможных видов занятий для развития у ребенка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их переборкой, чистка и резка вареных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима для письма.

В заключение хочется отметить: у вас еще есть возможность помочь вашему ребенку успешно обучаться в школе, исправив недочеты в формировании речи, опираясь на приведенные выше задания, - впереди лето и, возможно, ваши отпуска.

Если ваш ребенок в процессе обучения в школе будет испытывать описанные выше трудности, посещайте занятия учителя – логопеда, приходите на консультации, читайте страничку учителя-логопеда на сайте лицея.